Доклад Челябинского УФАС России по правоприменительной практике за 3 квартал 2018 года
31 августа 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Челябинского УФАС России по правоприменительной практике за 3 квартал 2018 года

 

 

Антимонопольное законодательство

 

В отчетном периоде рассмотрено 17 обращений на нарушение антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых приняты решения об отказе в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в виду отсутствия признаков нарушения.

Тем не менее в отчетном периоде за нарушения антимонопольного законодательства вынесено в отношении хозяйствующих субъектов и их должностных лиц 6 постановлений о наложении штрафа по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ на общую сумму более 115 тыс. рублей, ч.4 ст.14.32 – 50 тыс. рублей,

По 2 двум постановлениям о наложении штрафа суды поддержали антимонопольный орган и оставили в силе постановления на общую сумму более 5 млн рублей (участники картеля).

 

Контроль органов власти

1. Типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению.

1.1. При проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества:

1.1.1) установление при проведении торгов на право заключения договора аренды ваккумной машины такого целевого назначения имущества, как оказание коммунальных услуг по определенным адресам многоквартирных домов, обслуживаемым конкретными хозяйствующими субъектами, с которыми собственники этих домов заключили договоры на их обслуживание, что может привести к уменьшению круга участников торгов (часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции);

1.1.2) установление в извещении о проведении торгов целевого назначения нежилого здания – для использования в целях предоставления услуг ЖКХ, что не соответствует выписке из кадастрового паспорта помещения – нежилое помещение (подпункт 3 пункта 105 Правил № 67);

1.1.3) истребование у участников торгов на право заключения договора аренды ваккумной машины лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, что противоречит пункту 19 Правил № 67;

1.1.4) отсутствие в документации об аукционе копии документа, подтверждающего согласие собственника имущества (арендодателя) на предоставление лицом, с которым заключается договор, соответствующих прав третьим лицам (подпункт 19 пункта 114 Правил № 67);

1.1.5) неуказание в документации об аукционе, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается (подпункт 16 пункта 114 Правил № 67).

Мероприятиями по устранению таких нарушений являются выдача предписания о внесении изменений в документацию об аукционе, либо об аннулировании торгов.

2. Проведенные в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю.

Предупреждения:

Органам власти выдано 3 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства:

2.1. Управлению образования администрации Каслинского муниципального района по факту дачи рекомендаций руководителям образовательных организаций Каслинского муниципального района о расторжении договора на техническое обслуживание оборудования автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и объектов станции ПАК «Стрелец-Мониторинг» с одной организацией и заключении договора с любой другой организацией, имеющей лицензию МЧС России. Предупреждение исполнено;

 

2.2. Администрации Чебаркульского городского округа по факту утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Чебаркульского городского округа», которым:

- установлена возможность размещения НТО исключительно на основании договора на размещение НТО, тогда как земельным законодательством не предусмотрен запрет на предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения и эксплуатации НТО;

- не установлены основания для отказа в предоставлении права размещения НТО, что может привести к незаконному отказу в получении муниципальной услуги одним хозяйствующим субъектам и предоставлению такой услуги другим.

Срок исполнения предупреждения не истек.

2.3. Администрации Чебаркульского городского округа по факту утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на право организации розничного рынка на территории Чебаркульского городского округа», которым:

- не установлены положения, регламентирующие порядок внесения в план организации розничных рынков на территории Челябинской области сведений о розничных рынках на территории Чебаркульского городского округа, что не позволяет определить порядок организации розничного рынка на территории Чебаркульского городского округа и получения разрешения на его организацию (Закон Челябинской области от 26.04.20107 № 136-ЗО «Об организации розничных рынков на территории Челябинской области»);

- установлены сроки вручения (направления) заявителю уведомления о выдаче разрешения и оформленного разрешения либо отказа в выдаче разрешения, несоответствующие пункту 5 Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 148 (далее – Правила);

- не установлены положения, регламентирующие порядок формирования информации о порядке выдачи разрешений, принятых решениях о выдаче разрешений (отказе в выдаче разрешений), переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлении сроков их действия и аннулировании, направления указанной информации в орган исполнительной власти Челябинской области (пункт 10 Правил).

Срок исполнения предупреждения не истек.

 

Жалобы:

Рассмотрено 5 жалоб на действия организатора торгов при организации и проведении торгов на право получения свидетельства об осуществлении перевозок, заключения договора аренды земельного участка и муниципального имущества, по результатам рассмотрения которых 2 признаны обоснованными.

Дела:

Возбуждено 3 дела о нарушении антимонопольного законодательства:

- № 13-07/18 в отношении Администрации города Троицка и № 14-07/18 в отношении Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившимся в непроведении конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, доля государственной собственности в которых составляет более 50%;

- № 15-07/18 в отношении МКУ «Комбинат похоронно-ритуальных услуг» по признакам нарушения части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, выразившимся в непредставлении в антимонопольный орган информации в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

3. Наложенных по результатам указанных мероприятий мерах административной и иной публично-правовой ответственности.

По результатам рассмотрения жалоб выданы 3 предписания (о внесении изменений в документацию об аукционе, об аннулировании торгов).

4. Результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц.

4.1. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.09.2018 по делу № А76-39878/2017 отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения и предписаний по делу № 1-07/17, вынесенному в отношении

Администрации Чебаркульского городского округа, ООО «Чебаркульское предприятие канализации» и ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» по факту заключении антиконкурентного соглашения на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения и водоотведения.

4.2. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 по делу А76-1074/2018 оставлено без изменения решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.05.2018 по тому же делу, без удовлетворения апелляционная жалоба Администрации города Магнитогорска о признании недействительным решения по делу № 6-07/17 о признании нарушением антимонопольного законодательства действий администрации по утверждению МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» муниципальных заданий на 2015 - 2017 годы на выполнение работ в сфере благоустройства.

4.3. Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 06.07.2018 по делу № А76- 411/17 оставлено без изменения решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по тому же делу, без удовлетворения кассационная жалоба ООО «Жилищная управляющая компания» о признании недействительными решения и предписания по делу № 1-07/16, вынесенным в отношении Администрации Копейского городского округа и общества по факту заключения антиконкурентного соглашения, направленного на устранение конкуренции на рынке управления многоквартирными домами.

 

 

Статистика рассмотрения жалоб по Закону № 223-ФЗ

 

Челябинским УФАС России в 3 квартале 2018 года рассмотрение жалоб по Закону о закупках выглядит следующим образом:

  • Количество жалоб, возвращенных заявителю 6;
  • Количество отозванных жалоб – 0;
  • Количество жалоб, принятых к рассмотрению – 15;
  • Количество жалоб, признанных обоснованными – 7;
  • Количество выданных предписаний – 4;
  • Количество жалоб, признанных необоснованными – 5.
  • Количество исполненных предписания, в т.ч. выданных в предыдущие периоды – 4.

 

Вынесено 17 постановлений о наложении штрафов за нарушения закона о закупках на общую сумму 43 тыс. рублей.

 

В полномочия антимонопольного органа также входит рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов при реализации имущества банкротов, арестованного имущества в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Статистика рассмотрения таких жалоб выглядит следующим образом:

 

  • Количество жалоб, возвращенных заявителю 5;
  • Количество отозванных жалоб – 0;
  • Количество жалоб, принятых к рассмотрению – 4;
  • Количество жалоб, признанных обоснованными – 0;
  • Количество выданных предписаний – 0, исполнено предписаний – 2, в стадии - 0;
  • Количество жалоб, признанных необоснованными – 4.

 

Вынесено 11 постановлений о наложении штрафов за нарушения закона о закупках на общую сумму 283 тыс. рублей.

 

 

 

Правила подключения к инженерным сетям

 

Еще одной сферой контроля со стороны антимонопольного органа является контроль за соблюдением Правил о подключении к инженерным сетям.

В Челябинское УФАС России рассмотрено 74 обращения на нарушение Правил подключения.

Заявители чаще всего обращались на действия субъектов естественных монополий по следующим основаниям.

  • неотнесение потребителей к «льготной категории»;
  • распределение мероприятий по тех. присоединению с нарушением Правил присоединения (может привести к увеличению стоимости подключения);
    • уклонение \ отказ от заключения договора на тех. присоединение;
    • нарушение сроков тех. присоединения, в том числе заключение дополнительных соглашений о продлении срока действия договора, в случаях, не предусмотренных законом;
    • нарушение сроков выдачи договора и ТУ;
    • включение в договор и ТУ требований, не предусмотренных Правилами подключения.

Так, в отчетном периоде за нарушение правил подключения вынесено 1 постановление о привлечении к административной ответственности на общую сумму 50 тыс. руб., взыскано в федеральный бюджет более 2 млн. рублей.

 

 

Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися муниципальной собственности

 

В Челябинское УФАС России поступают обращения энергоснабжающих компаний на действия Администраций муниципальных образований Челябинской области, выразившиеся в нарушении порядка предоставления муниципальных объектов энергоснабжения. Компании, получившие муниципальное имущество, как правило, имеют задолженность за потребленную электроэнергию перед гарантирующим поставщиком.

Так, например, распоряжением Администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области (далее – Администрация) принято решение о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием.

Между Администрацией и муниципальным предприятием заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием Бакальского городского поселения.

Актом приема-передачи объекты водоснабжения переданы МУПу.

Администрацией представлены сведения о том, что на объекты водоснабжения зарегистрировано право муниципальной собственности. В конце 2017 года проведены кадастровые работы в отношении 11 водоводов, в настоящее время проводится работа по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации данных водоводов.

В августе 2017 года в Администрацию поступило инвестиционное предложение от общества с ограниченной ответственностью о заключении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения.

Данное инвестиционное предложение было направлено в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – МТРиЭ) для согласования содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и метода регулирования тарифов.

После согласования проекта концессионного соглашения, предложение инвестора было размещено на официальном сайте torgi.gov.ru с целью получения заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к концессионеру. Сообщение о предложении инвестора № 201017/0233804/01.

По истечении срока подачи заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, заявок от иных лиц не поступило. Конкурсной комиссией было принято решение заключить концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения с данным обществом без проведения конкурса.

Подписанный Администрацией и обществом с ограниченной ответственностью проект концессионного соглашения был направлен третьей стороне концессионного соглашения – Губернатору Челябинской области.

Концессионное соглашение не было подписано Губернатором Челябинской области, а в адрес Администрации было направлено письмо с рекомендацией доработать концессионное соглашение, включить в него значения долгосрочных параметров регулирования тарифов и плановые показатели надежности, качества и энергетической эффективности. В настоящее время концессионное соглашение не доработано и не подписано третьей стороной.

До момента заключения концессионного соглашения объекты водоснабжения были переданы в хозяйственное ведение МУП.

Отношения по передаче прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры (в том числе объектов водоснабжения) по договору аренды или концессионному соглашению регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», тогда как право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом устанавливаются в соответствии с главой 19 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления относится организация теплоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения.

Статьей 17 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

Таким образом, возможно закрепление объектов коммунальной инфраструктуры за государственными или муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в случае возникновения угрозы безопасности теплоснабжения, нарушения обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения при реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, установленных Законом № 131-ФЗ, до передачи таких объектов концедентом концессионеру по концессионному соглашению.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 303-КГ17-4054 по делу № А24-1728/2016 указано, что действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление государственного или муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, ввиду того, что как следует из статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, содержащиеся в ней требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

С учетом изложенного, сами по себе действия, связанные с передачей прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление, не могут свидетельствовать о признаках нарушения статей 15, 16 Закона о защите конкуренции. Данная позиция отражена в письме ФАС России от 04.10.2017 № ИА/68439/17 «О передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной (муниципальной) собственности».

Согласно информации, представленной Администрацией, с 2017 года по настоящее время отсутствуют организации (за исключением МУП и единственного общества с ограниченной ответственностью, с которым планируется заключение концессионного соглашения), имеющие возможность и намерение осуществлять услуги водоснабжения потребителям Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области.

Представленные в антимонопольный орган материалы свидетельствуют о том, что Администрацией проводится работа по передаче объектов водоснабжения в концессию.

Информации и документов, свидетельствующих о том, что рассматриваемые действия Администрации могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции, в антимонопольный орган не представлено.

Кроме того, из представленных документов и информации невозможно сделать вывод, что действия Администрации создают необоснованные препятствия осуществления предпринимательской деятельности либо дискриминационные условия, влияющие на осуществление деятельности хозяйствующих субъектов на каком-либо товарном рынке.

Антимонопольный орган в соответствии с возложенными на него полномочиями рассматривает вопросы, связанные с защитой конкуренции и эффективным функционированием товарных рынков, а также действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на каком-либо товарном рынке.

Согласно арбитражной практике само по себе возможное нарушение органом местного самоуправления требований каких-либо законов, нормативных правовых актов не свидетельствует о том, что автоматически нарушается законодательство о защите конкуренции.

Для квалификации действий органа местного самоуправления как нарушение антимонопольного законодательства необходимо доказать факты наличия товарного рынка и признаки недопущения, ограничения, устранения конкуренции на этом товарном рынке, установить каким образом несоблюдение органами местного самоуправления предусмотренного законодательством порядка ограничивает конкуренцию или может привести к этому; в отношении какого хозяйствующего субъекта осуществлено ограничение и в чем оно выразилось; какие иные хозяйствующие субъекты действуют на соответствующем рынке и в чем выразилось получение этими лицами преимуществ по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в результате ограничения конкуренции (дело № А76-15084/15, А76-16055/14, Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

На основании изложенного, антимонопольным органом в ходе рассмотрения представленных документов и информации в действиях Администрации не установлено наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Челябинское УФАС России не нашло оснований для выдачи органу местного самоуправления предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и для возбуждения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства по фактам, указанным в заявлении, предусмотренных статьями 39, 39.1 Закона о защите конкуренции.

Материалы по заявлению были также перенаправлены Челябинским УФАС России в Прокуратуру по вопросу проведения оценки действий Администрации по передаче муниципального имущества на предмет их соответствия требованиям законодательства, не связанного с защитой конкуренции.

 

Также Челябинским УФАС России в 3 квартале 2018 года рассмотрено заявление на неправомерные действия Администрации Светловского сельского поселения Чесменского муниципального района Челябинской области, выразившиеся в нарушении порядка предоставления муниципального имущества – объектов теплоснабжения, срок эксплуатации которых составляет более 5 лет по договору аренды.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с частью 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Между Администрацией Светловского сельского поселения Чесменского муниципального района Челябинской области (далее – Администрация) и ООО «Чесменское управление коммунального хозяйства» заключен договор аренды. Договор заключен по результатам проведенного в сентябре 2017 года конкурса на право заключения договора аренды объектов имущественного комплекса теплоснабжения жилищно-коммунального хозяйства Светловского сельского поселения.

Из договора следует, что в составе передаваемого по договору аренды имущества перечислены объекты, по которым срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет.

Согласно части 3 статьи 28.1 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

При этом, согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.

С учетом изложенного, документы, свидетельствующие о совершении Администрацией нарушения определенного действующим законодательством способа передачи прав владения и пользования муниципальным имуществом, были перенаправлены Челябинским УФАС России в Прокуратуру Челябинской области.

По результатам проверки Прокурором Чесменского района главе Светловского сельского поселения внесено представление с требованием расторгнуть заключенный между администрацией Светловского сельского поселения Чесменского муниципального района Челябинской области и ООО «Чесменское управление коммунального хозяйства» договор аренды, а также устранить отмеченные нарушения законодательства.

 

 

Регулирование отношений в сфере вывоза твердых коммунальных отходов предприятий и жилого сектора

 

Арбитражный суд Челябинской области удовлетворил требование регионального управления Росприроднадзора и аннулировал лицензию челябинского МУП «Городской экологический центр» на работу с твердыми бытовыми отходами.

Исковое заявление об аннулирование лицензии было подано еще в январе текущего года. 16 августа суд удовлетворил требования управления Росприроднадзора по Челябинской области.

Это юридически закрепляет решение о закрытии челябинской городской свалки и ее рекультивации.

ТКО будут временно размещать на полигоне в Полетаево, а чрез год на постоянныом полигон в Чишму.

За сбор, вывоз, сортировку, переработку и захоронение отходов теперь отвечает региональный оператор обращения с бытовыми отходами на территории Челябинского городского округа.

Региональный оператором на территории Челябинского городского округа является ООО «Центр коммунального сервиса», согласно заключенному соглашению между Министерством экологии Челябинской области и ООО «Центр коммунального сервиса» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области от 05.03.2018.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ) в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) было введено новое понятие «твердые коммунальные отходы».

Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641» (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.

Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 № 1156.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

К регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

обработка твердых коммунальных отходов;

обезвреживание твердых коммунальных отходов;

захоронение твердых коммунальных отходов;

оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на утилизацию твердых коммунальных отходов.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения тарифов, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая определена в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, либо в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления, а также установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, отличных от долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных этими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности организациями, возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, за исключением случаев корректировки тарифов (необходимой валовой выручки организации, которая осуществляет регулируемые виды деятельности и определена в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов) и иных случаев, предусмотренных основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае, если изменение соответствующих тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров осуществлено в связи с изменением законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, расходы бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (местного бюджета), возникшие в результате компенсации недополученных доходов, связанных с осуществлением организациями регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи случае подлежат компенсации (за исключением предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи случаев принятия Правительством Российской Федерации решения в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры) за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, обусловленном указанным изменением законодательства Российской Федерации. Размер такой компенсации определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе принять решение о временном изменении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами либо параметров расчета тарифов, в том числе долгосрочных, на период до трех лет в случае существенного ухудшения экономической конъюнктуры, при котором объем валового внутреннего продукта, определяемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в постоянных ценах за один из кварталов текущего года, меньше объема валового внутреннего продукта в соответствующем квартале предыдущего года.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в части правильности применения тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляет мониторинг тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

При установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относительно их экономически обоснованного уровня для других потребителей не допускается.

Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных

отходов устанавливается постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

В адрес Челябинского УФАС России поступают обращения на ООО «Центр коммунального сервиса» по факту отказа от заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В частности Челябинским УФАС России рассмотрено обращение ООО «Спецкомплекс», по итогам рассмотрения которого ООО «Центр коммунального сервиса» выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Центр коммунального сервиса» (далее – ООО «ЦКС») является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в Магнитогорском кластере Челябинской области на основании заключенного соглашения с Министерством экологии Челябинской области об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магнитогорского кластера Челябинской области от 17.05.2017.

ООО «Спецкомплекс» является владельцем мусоросортировочного комплекса в г. Магнитогорске, имеет лицензию № 7400498 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и обработке отходов IV класса опасности, выданную Управлением Росприроднадзора Челябинской области и включено в Территориальную схему обращения с отходами Челябинской области.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 14 июня 2018 года № 33/2 ООО «Спецкомплекс» утвержден тариф на обработку ТКО в размере 330,80 рублей за тонну на период с 15 июня 2018 года по 31 декабря 2018 года.

15 июня 2018 года ООО «Спецкомплекс» направило в адрес ООО «ЦКС» официальное предложение о заключении договора на оказание услуг по обработке (сортировке) ТКО, составленного в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Письмом от 18.07.2018 ООО «ЦКС» сообщило в адрес ООО «Спецкомплекс», что в тарифе регионального оператора не предусмотрены затраты на обработку ТКО.

При этом, на момент пересмотра тарифа ООО «ЦКС» (29.06.2018) Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области региональному оператору было известно о намерении ООО «Спецкомплекс» заключить договор на обработку (сортировку) твердых коммунальных отходов, и ООО «ЦКС» могло заявить в данный тариф затраты на обработку ТКО.

Вместе с тем, 29 июня 2018 года Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 37/4 от 29.06.2018 утверждены тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без включения затрат на обработку ТКО.

Кроме того, отсутствие в тарифе регионального оператора затрат на обработку ТКО не является правовым основанием для отказа от заключения договора на обработку (сортировку) ТКО.

Также необходимо учитывать, что переговоры по заключению договора на обработку (сортировку) ТКО между ООО «Спецкомплекс» и ООО «ЦКС» осуществляются с декабря 2017 года, в течение которого ООО «ЦКС» уклоняется от заключения договора на обработку (сортировку) с ООО «Спецкомплекс».

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:

-хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ – участником ООО «ЦКС» с долей 99 % является АО «АМАРАНТ». Таким образом, исключение, предусмотренное частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, на ООО «ЦКС» не распространяется.

Согласно официальной информации с сайта Министерства экологии Челябинской области единственным региональным оператором с 17.05.2018 на территории Магнитогорского городского округа по обращению с ТКО является ООО «Центр коммунального сервиса».

Тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО утвержден ООО «ЦКС» только 29.07.2018 постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской № 37/4 от 29.06.2018.

Следовательно, ООО «ЦКС» осуществляет деятельность на рынке обращения с ТКО менее 1 года.

Вместе с тем, ООО «Центр коммунального сервиса» обладает признаками доминирования на рынке обращения с ТКО на территории Магнитогорского городского округа.

Следовательно, ООО «Центр коммунального сервиса» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, уклонение ООО «ЦКС» от заключения договора на обработку (сортировку) ТКО с ООО «Спецкомплекс» является незаконным и противоречит нормам действующего законодательства. В связи с чем, Челябинским УФАС России было выдано предупреждение в адрес ООО «Центр коммунального сервиса».

В настоящее время предупреждение Челябинского УФАС России не исполнено, по данному фату Челябинским УФАС России возбуждено антимонопольного дело.

 

 

Информация о принятых в 3 квартале 2018 года арбитражными судами судебных актах, связанных с обжалованием решений и предписаний антимонопольного органа, вынесенных по результатам контрольных мероприятий в сфере законодательства о контрактной системе

1. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.08.2018 по делу № А76-11784/2018 подтверждена законность решения Челябинского УФАС России от 04.04.2018 по делу №182-ж/2018 и предписания по указанному делу, которым в действиях Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, выразившиеся в признании ООО «Кизилдорстрой» уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по строительству автомобильных дорог, расположенных в Агаповском и Верхнеуральском муниципальных районах Челябинской области (изв. № 0169200003618000011) по причине представления в качестве обеспечения исполнения банковской гарантии, не соответствующей требованиям документации о закупке.

Решение суда не вступило в законную силу.

2. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.08.2018 по делу № А76-1535/2018 подтверждены выводы антимонопольного органа о наличии в действиях Администрации Сосновского муниципального района нарушения законодательства о контрактной системе, выразившегося в указании в извещении о проведении аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства: «Строительство подъездной автомобильной дороги к зоне жилой застройки: пос. Красное Поле, Сосновский район, Челябинская область» срока выполнения работ в виде фразы «другая периодичность», при условии наличия в документации о закупке срока выполнения работ - не позднее 15 декабря 2017 года.

Решение суда не вступило в законную силу.

3. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 по делу № А76-13643/2017 подтверждена законность решения и предписания антимонопольного органа от 11.05.2017 по делу №111-ВП/2017 о признании в действиях аукционной комиссии по отстранению АНО «КИТ КИ» от участия в электронном аукционе на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Красноармейском, Каслинском и Кунашакском районах Челябинской области (извещение № 0169200003617000025) по причине недостоверности свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.

Суды пришли к выводу, что в документации о закупке отсутствовало требование о представлении участниками закупки копий свидетельств саморегулируемой организации о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, что свидетельствовало об отсутствии оснований у аукционной комиссии на отстранение участника закупки от участия в аукционе.

В ходе рассмотрения жалобы в антимонопольном органе и заявления Министерства дорожного хозяйства Челябинской области в судах Челябинским УФАС России подтверждено, что во второй части заявки АНО «КИТ КИ» фактически предоставлено свидетельство СРО от 24.03.2017 № С-158-77-0721-77-240317, выданное Саморегулируемой организацией Ассоциация строителей «СТРОЙ-АЛЬЯНС».

Саморегулируемая организация Ассоциация строителей «СТРОЙ-АЛЬЯНС» в ответе на запрос антимонопольного органа подтвердила действительность свидетельства.

4. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2018 по делу № А76-10791/2018 подтверждена законность решения и предписания антимонопольного органа от 02.04.2018 по делу №173-ж/2018, согласно которым в действиях аукционной комиссии Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области в Аргаяшском, Оскольском, Сосновском, Саткинском муниципальных районах, Копейском, Южноуральском городских округах (изв. № 0169200003618000019) признаны нарушения законодательства о контрактной системе, выразившиеся в признании заявки ООО «Абсолютные системы» не соответствующей требованиям документации об аукционе.

Суд пришёл к выводу, что документы, представленные ООО «Абсолютные системы» в составе второй части заявки в качестве подтверждения опыта выполнения работ, требования к которому предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, подтверждают соответствие участника закупки требованиям документации об аукционе.

Разница между ценой контракта, представленного участником закупки в качестве опыта выполнения работ, и итоговой стоимостью выполненных работ с учетом НДС-18% и индекса-дефлятора в 1 (один) рубль 25 копеек не свидетельствует об отсутствии у ООО «Абсолютные системы» опыта работы, связанного с предметом контракта, поскольку выполненные подрядчиком работы по такому контракту приняты и оплачены заказчиком.

5. Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 02.08.2018 по делу № А76-9677/2017 подтверждены выводы антимонопольного органа, изложенные в решении от 03.04.2017 по делу № 137-ж/2017, о неправомерности действий аукционной комиссии Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Миасс-Карабаш-Кыштым, участок км 0 - км 25 (извещение № 0169200003617000020) по признанию заявки ООО «Дорстройтех-лизинг» не соответствующей требованиям документации об аукционе, в отсутствие на то правовых оснований, а также отсутствию в протоколе обоснования причин такого решения комиссии со ссылками на положения документации о закупке и положения заявки.

6. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2018 по делу № А76-14701/2018 подтверждена законность решения и предписания Челябинского УФАС России от 03.04.2017 № 136-ж/2017, а также неправомерность действий аукционной комиссии Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги село Каратабан - поселок Грознецкий (извещение№ 0169200003617000016) по отклонению заявок ООО «СтройКонтинет», ООО «Дорстройтех-лизинг», ООО «Еткульское ДРСУ» по причине наличия между указанными участниками антиконкурентного сговора.

7. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2018 по делу № А76-9045/2018 подтверждена законность решения антимонопольного органа от 27.12.2017 № 907-ж/2017 о признании жалобы ООО «Севастопольфармация» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата Тобрамицин для детей раннего возраста с почечной недостаточностью, детей раннего возраста с поливалентной лекарственной аллергией и с индивидуальной непереносимостью другой формы выпуска (изв. №0869200000217002202) необоснованной.

Суд в судебном акте указал, что установление заказчиком в описании объекта закупки требования к дозировке, позволяющей идентифицировать лекарственный препарат с торговым наименованием «Брамитоб», обусловлено необходимостью обеспечения названным препаратом пациентов, а его замена невозможна.

 

Информация о принятых в 3 квартале 2018 года судами общей юрисдикции судебных актах, связанных с обжалованием постановлений о наложении штрафов, вынесенных должностными лицами Челябинского УФАС России

 

1. Решением Челябинского областного суда от 22.08.2018 по делу № 7-1243/2018 подтверждена законность постановления о наложении штрафа и решения Советского районного суда города Челябинска от 21.06.2018 о наличии в действиях должностного лица, привлечённого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

Судами подтверждено, что председатель аукционной комиссии, отстраняя заявку ООО «Дорстройтех-лизинг», не указал в протоколе обоснование такого решения.

2. Решением Челябинского областного суда от 22.08.2018 по делу № 7-1189/2018 подтверждена законность постановления о наложении штрафа и решения Советского районного суда города Челябинска от 18.06.2018 о наличии в действиях должностного лица, привлечённого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ.

Судами подтверждено, что должностное лицо заказчика в нарушение требований законодательства о контрактной системе не исполнило предписание Челябинского УФАС России № 99-ж/2017 от 20.03.2017, выданное по результатам рассмотрения жалобы на действия Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Водопойка-Луговая (извещение № 0169200003617000003).

3. Решением Челябинского областного суда от 22.08.2018 по делу № 7-1244/2018 подтверждена законность постановления о наложении штрафа и решения Советского районного суда города Челябинска от 21.06.2018 о наличии в действиях должностного лица, привлечённого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного частями 2 и 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

Судом подтверждено, что должностное лицо, являясь председателем аукционной комиссии, незаконно признало заявку ООО «СтройЭнергоРесурс» не соответствующей требованиям документации об аукционе на ремонт автомобильной дороги Кудравы-Варламово, участок км 15- км 36, а также не указало в протоколе обоснование такого решения.

4. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Варненского района Челябинской области от 22.08.2018 лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ за неисполнение в срок постановления о наложении штрафа и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.

5. Решением Советского районного суда г. Челябинска от 17.08.2018 по делу № 12-493/2018 подтверждена законность постановления о наложении штрафа, вынесенного должностным лицом Челябинского УФАС России в отношении секретаря аукционной комиссии за совершением административного правонарушения, предусмотренного частями 2 и 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

Судом установлено, что секретарь аукционной комиссии признал заявки ООО «СтройКонтинет», ООО «Дорстройтех-лизинг», ООО «Еткульское ДРСУ» не соответствующими требованиям документации об аукционе на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Каратабан-Грознецкий по причине наличия между участниками антиконкурентного сговора, в отсутствие на то правовых оснований, а также не отразил в протоколе обоснование принятого решения.

6. Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 03.08.2018 по делу № 12-477/2018 подтверждена законность вынесенного мировым судьёй судебного участка № 5 Калининского района г. Челябинска постановления о привлечении лица к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ и наложении наказания в размере 100 000 рублей за неисполнение в срок двух постановлений о наложении штрафов, вынесенных должностным лицом Челябинского УФАС России.

7. Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 08.08.2018 по делу № 12-175/2018 подтверждена правомерности привлечения антимонопольным органом должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ за утверждение документации об аукциона на приобретение в муниципальную собственность Златоустовского городского округа жилого помещения (благоустроенной квартиры), в целях исполнения государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.03.2013 г № 349 - п и решения суда (извещения № 0169300003317000317).

Судом подтверждено, что правонарушение выразилось в отсутствии в документации о закупке требования к участникам закупки о наличии у них права собственности на продаваемый объект недвижимости, а также исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участником закупки в составе второй части заявки на аукционе.

8. Решением Челябинского областного суда от 26.07.2018 № 7-1193/2018 подтверждена законность постановления антимонопольного органа о привлечении должностного лица к административной ответственности по части 6 статьи 7.32 КоАП РФ за нарушение порядка одностороннего отказа от исполнения контракта на снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Судом отмечено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе в сфере закупок раньше срока вступления в законную силу.

 

 

Статистика привлечения должностных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе в 3 квартале 2018 года

Часть и статья КоАП РФ

Количество постановлений о наложении штрафов

Сумма наложенных штрафов, рублей

 

Сумма оплаченного штрафа, рублей

 

Часть 1 статьи 7.29 КоАП РФ

2

60 000

30 000

Часть 2 статьи 7.29 КоАП РФ

1

50 000

 

Часть 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ

2

30 000

 

Часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ

13

39000

3000

Часть 7 статьи 19.5 КоАП РФ

2

75000

25000

Часть 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ

2

60000

30000

Часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ

1

6000

 

Итого

23

320 000

88 000

 

Наверх