Установлены ли на законодательном уровне ограничение числа федеральных торговых сетей, осуществляющих деятельность в границах одного муниципального образования?

30 марта 2018, 15:00

Согласно части 1 статьи 14 Закона о торговле хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Таким образом, факт превышения хозяйствующим субъектом доли на рынке розничной реализации продовольственных товаров в границах муниципального образования в размере 25% не является нарушением Закона о торговле, нарушением является приобретение или аренда в границах соответствующего муниципального образования дополнительной площади торговых объектов для осуществления торговой деятельности при превышении хозяйствующим субъектом доли в размере 25% на указанном рынке.

В целях реализации статьи 14 Закона о торговле Постановлением Правительства РФ от 04.05.2010 № 305 «Об утверждении методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год» (далее – Постановление № 305) утверждена методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (далее – Методика).

Челябинское УФАС России ежегодно проводит обзор рынка розничной реализации продовольственных товаров, рассчитывает доли торговых сетей на указанном рынке в разрезе муниципальных образований Челябинской области по указанной выше Методике.

При этом, Челябинское УФАС России обращает Ваше внимание на тот факт, что доля на рынке розничной реализации продовольственных товаров рассчитывается отдельно для каждой торговой сети в границах одного муниципального образования Челябинской области и законодательством не предусмотрен расчет совокупной доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию продовольственными товарами.

Кроме того, действующим законодательством не регламентировано расстояние между торговыми объектами, на котором должны располагаться магазины одной розничной торговой сети. В связи с чем, хозяйствующий субъект праве самостоятельно решать вопрос о дислокации своих торговых объектов.

Также, в компетенцию органов местного самоуправления входит решение вопросов о выделении земельных участков под строительство торговых объектов, организация и проведение конкурентных процедур на право пользования недвижимым имуществом, проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

В связи с чем, Челябинское УФАС России ежегодно направляет главам администраций муниципальных образований информационные письма с указанием перечня хозяйствующих субъектов, имеющих на территории их муниципального образования долю на рынке розничной торговли продовольственными товарами более 25 % с целью контроля за данными хозяйствующими субъектами и оперативного информирования Челябинского УФАС России, в случае приобретения данными хозяйствующими субъектами дополнительной площади торговых объектов для принятия Челябинским УФАС России соответствующих мер реагирования.

 

Наверх