Является ли демпинговое поведение (реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам ниже уровня зарегистрированной предельной отпускной цены производителя) аптечных сетей нарушением антимонопольного законодательства?

30 марта 2018, 15:11

В большинстве случаев демпинг проводится хозяйствующими субъектами с целью входа на товарный рынок, завоевания места на нем. Демпинг осуществляется в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто определенное положение на рынке либо за счет перераспределения убытков (закрытием одного вида убытков за счет реализации иных видов продукции). Преимущественно хозяйствующие субъекты, входящие на рынок, прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого завоевания определенной доли на нем.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие), выразившиеся в установлении и поддержании монопольно низкой цены товара.

Применение запрета, предусмотренного статьей 10 указанного закона, обуславливает необходимость определения положения хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, а также оценки действий (бездействия) участника рынка в части установления и поддержания монопольно низкой цены товара.

Таким образом, установление доминирующего положения является необходимым элементом доказывания нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 63 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, с учетом положений части 2 статьи 63 Закона об обращении лекарственных препаратов, аптечным организациям допустимо осуществлять реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам ниже уровня зарегистрированной предельной отпускной цены производителя, в случае, если такая аптечная организация не занимает доминирующего положения.

С целью полного, объективного и всестороннего рассмотрения ситуации на рынке розничной реализации лекарственных препаратов, в том числе в сфере ценообразования, Челябинским УФАС России были направлены запросы в аптечные сети, Министерство здравоохранения Челябинской области, коллегам в территориальные органы ФАС России. По результатам анализа поступившей информации Челябинским УФАС России не выявлены нарушения антимонопольного законодательства.

Наверх