Дробление закупок. Заключение контрактов на основании п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе. Частые нарушения. Экспертиза сметной стоимости на капитальный и текущий ремонт в каких случаях необходима?

06 июня 2018, 16:14

Органы внутреннего муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в силу пункта 3 части 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) осуществляют контроль в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия муниципальных органов.

Практика Челябинского УФАС России основывается на сложившейся судебной практике Арбитражного суда Уральского округа, судов общей юрисдикции, свидетельствующей о том, что заключение и осуществление контрактов в короткий период времени, сторонами которых являются одни и те же лица, которые имеют единый интерес на совершение сделок с одним исполнителем работ (услуг) представляют собой искусственно раздробленную единую сделку и является нарушением законодательства о контрактной системе (например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2017 № Ф09-6806/17 по делу № А76-23420/2016; Постановление Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.04.2018 по делу № 4а-68/2018).

Наиболее распространенными нарушениями заключения контрактов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе – осуществления закупок определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, являются отсутствие доказательств возникновения обстоятельств, свидетельствующих о наличии чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера либо о наличии непреодолимой силы (например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2016 № Ф09-7971/15 по делу № А76-11583/2015, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2015 № Ф09-3441/15 по делу № А76-30263/2014; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.03.2017 по делу № 33а-4478/2017).

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 утверждено положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее – Положение).

В силу пункта 1 (1) Положения проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает: а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов, несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов; б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения; в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.

Согласно пункту 2 Положения проверка сметной стоимости осуществляется в отношении объектов капитального строительства независимо от: а) необходимости получения разрешения на строительство; б) обязательности подготовки проектной документации; в) обязательности государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Подпунктом «а» пункта 3 Положения установлено, что проверка сметной стоимости может осуществляться одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий является обязательным, при этом проверка сметной стоимости осуществляется после утверждения положительного заключения экспертизы проектной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, а также в отношении модифицированной проектной документации. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) Челябинское УФАС России не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

Необходимо отметить, что согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В связи с изложенным, Челябинское УФАС России полагает, что по вопросам необходимости проведения экспертизы сметной стоимости на капитальный и текущий ремонты, заявителю целесообразно обратиться в Минстрой России.

Наверх