Расскажите о проверке включения участника закупки в РНП автоматически на электронной площадке

29 марта 2019, 19:30

В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. № 1062 установлен порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Постановление Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013). Так, ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России). При этом, непосредственно ведение реестра осуществляется Центральным аппаратом ФАС России, решения о включении информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков) принимаются территориальным органом ФАС России в пределах компетенции.

Согласно пункту 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Решения принимаются Комиссией антимонопольного органа.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Необходимо отметить, что одним из оснований для включения в РНП является установление фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом «критерии» недобросовестного поведения участников закупки действующим законодательством не закреплено. В связи с чем при вынесении решения антимонопольный орган руководствуется конкретными обстоятельствами дела и доказательствами, представленными сторонами.

Кроме того, практика арбитражных судов по вопросу включения участников закупки в РНП исходит из того, при установлении факта недобросовестности необходимо установить вину (умысел, неосторожность) лица, которое подлежит включению в РНП, исследовать действия (бездействия), которые совершил участник закупки для заключения (исполнения) контракта.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе закреплена обязанность заказчика по направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации, предусмотренной частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе за заказчиком закреплена обязанность по направлению в контрольный орган в сфере закупок информации, предусмотренной пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также документов, свидетельствующих об уклонении победителя от заключения контракта, в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта (в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта).

Таким образом, в случае признания заказчиком победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонившимся от заключения контракта, надлежит руководствоваться требованиями часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.

При этом, ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если направление, представление указанных информации (сведений) является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является составом административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность в силу части 2 статьи 7.31 КоАП РФ.

Наверх