Какова эффективность введения мер по антимонопольному комплаенсу в организациях (насколько уменьшилось количество нарушений, выявленных в рамках госнадзора в связи с введением подобных мер)?

30 сентября 2019, 07:40

Челябинское УФАС России в конце 2017 году вышло с инициативой к нескольким крупным компаниям Челябинской области, являющимся субъектами естественных монополий, об оказании содействия в разработке и внедрении антимонопольного комплаенса. Антимонопольная служба провела комплексное информирование предпринимательского сообщества о преимуществах комплаенса, в том числе локальное взаимодействие с хозяйствующими субъектами, имеющими антимонопольные риски.

ОАО «МРСК Урала» заинтересовалось предложением антимонопольного органа и с начала 2018 года начало прорабатывать вопрос о внедрении комплаенс-системы в своей организации, в том числе, направленной на актуализацию знаний сотрудников в сфере антимонопольного законодательства и Правил техприсоединения.

Комплаенс, представляющий собой внутреннюю систему предупреждений нарушений антимонопольного законодательства, направлен прежде всего на снижение рисков нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, на федеральном уровне сейчас обсуждается вопрос о применении стимулирующих механизмов в виде использования действующей процедуры комплаенса как одного из смягчающих обстоятельств при решении вопроса о сумме штрафа в случае выявления нарушения антимонопольного законодательства и Правил техприсоединения к электрическим сетям.

Комплаенс-система является важным элементом государственной политики по развитию конкуренции. Именно поэтому антимонопольное ведомство способствует внедрению данной системы внутреннего контроля и трансляции опыта таких компаний среди бизнес-сообщества.

ОАО «МРСК Урала» одно из первых внедрило комплаенс в свою деятельность в результате взаимодействия с антимонопольным ведомством на территории Челябинской области и разъяснительной работы службы. Антимонопольная политика действует на всей территории деятельности компании - не только в филиале ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго», но и в «Пермэнерго» и в «Свердловэнерго».

Разработанная ОАО «МРСК Урала» комплаенс-система предусматривает наделение ответственного подразделения обязанностью управления антимонопольными рисками, внедрение внутренних механизмов и процедур по их ликвидации и минимизации, проведение обучающих мероприятий для сотрудников по повышению антимонопольных знаний, в также содержит информацию об основных правилах и запретах в сфере антимонопольного законодательства и Правил техприсоединения к электрическим сетям.

Кроме того, антимонопольная политика ОАО «МРСК Урала» направлена на формирование внутренней заинтересованности и личной ответственности сотрудников в соблюдении антимонопольного законодательства.

Отметим, что в последние годы основное количество нарушений со стороны данного хозяйствующего субъекта совершалось при осуществлении техприсоединения к электрическим сетям. Однако в результате принятия комплаенса количество нарушений при осуществлении техприсоединения к электрическим сетям со стороны ОАО «МРСК Урала» снижается. Так, в 2018 году Челябинским УФАС России в отношении компании было вынесено 39 постановлений о наложении штрафа за нарушение Правил техприсоединения на сумму 10,5 млн рублей, взыскано 11,1 млн рублей (в том числе за иной период). На 1 октября 2019 года вынесено 19 постановлений на сумму 3 млн рублей, взыскано 2,4 млн рублей.

Наверх